Goldman Sachs считает, что рынок акций находится в «стадии надежды» — это первая фаза нового цикла, который начался после падения рынков и рецессии. А значит дальше рынки будут только расти
shares
Американский фондовый рынок 3 сентября пережил серьезное падение после беспрецедентного за последние 30 лет ралли. По итогам торгов индекс Nasdaq рухнул почти на 5%, S&P 500 (включает крупнейшие по капитализации компании США) — на 3,52%, Dow Jones — на 2,79%. Вслед за американским рынком упали азиатские площадки, в красной зоне оказались и европейские биржи, и российские. 4 сентября падение на американском рынке замедлилось. Восьмого сентября, после длинных выходных, основные фондовые индексы США вновь снижаются.
Но аналитики Goldman Sachs считают, что рынок еще вернется к бычьему тренду. Они выпустили записку для клиентов (есть у Forbes), в которой назвали 10 причин для роста рынка.
Рынок в фазе надежды. Goldman Sachs выделяет четыре фазы в цикле фондового рынка: надежда, рост, оптимизм и отчаяние. Необычайная доходность 2019 года соответствовала классической фазе оптимизма, которая наблюдается в конце длительного роста рынка. Сейчас, по мнению аналитиков банка, инвесторы находятся в фазе надежды. Это первая часть нового цикла, который обычно начинается в период рецессии, когда инвесторы начинают оценивать перспективы восстановления. Как правило, это самая сильная часть цикла. Если не будет новой волны коронавируса, и учитывая беспрецедентные фискальные и монетарные стимулы, рынок на пороге нового цикла бычьего рынка, предполагают аналитики банка. Правда, оговариваются они, доходности в этом цикле могут быть ниже, чем в предыдущем.
Восстановление экономики выглядит более реалистичным в связи с перспективой появления вакцины от COVID-19. А экономические выгоды США выглядят внушительными из-за лидерства в гонке вакцин. Экономисты ожидают появления как минимум одной вакцины этой осенью, ее широкое распространение и положительные эффекты проявятся уже в первой половине 2021 года.
Экономические прогнозы могут быть пересмотрены в сторону повышения. Goldman Sachs напоминает, что аналитики банка пересмотрели свои прогнозы по экономике. Пересмотр прогнозов может привести к росту фондовых рынков.
Низкий индикатор медвежьего рынка. В 2017 году Goldman Sachs ввел индикатор медвежьего рынка (индекс GSBLBR), который спрогнозировал значительные риски «медвежьего тренда» в 2019 году на основе шести переменных (рыночная стоимость, кривая доходности, динамика роста, инфляция, баланс частного сектора и уровень безработицы). Индикатор предназначен для выявления крайностей на вершине «бычьего» рынка и дна «медвежьего» рынка. На текущий момент он указывает на низкие риски еще развития медвежьего тренда, говорится в обзоре.
Политика монетарных властей снижает риски для инвесторов. Как правило, после финансового кризиса регуляторы переходят к количественному смягчению. И страны, которые раньше переходили к реализации такой политики — США и Великобритания, к примеру, как правило, добивались лучших результатов, если говорить об экономическом восстановлении. Но такая политика раньше сопровождалась ужесточением фискальной политики. В этот раз регуляторы разных стран вышли не только с более щедрыми программами поддержки, но и фискальными стимулами. Такие действия со стороны центробанков и правительств в посткризисный период придают уверенности, что регуляторы предоставят столько ликвидности, сколько нужно, продлевая период действия нулевых ставок, а правительства — придут на выручку с расширенными программами поддержки, чтобы предотвратить неминуемый экономический спад.
Премия за риск еще может снизиться. «Сейчас мы входим в новый экономический цикл, который при умеренном росте, инфляции и процентных ставках может быть таким же длинным, как и последний (в США — самый длинный за 150 лет)», — говорится в обзоре. По мнению аналитиков Goldman Sachs, сильная поддержка со стороны регуляторов снижает риски новой рецессии в ближайшее время, премия за риск по акциям может снизиться, что приведет к росту их стоимости.
Политика нулевых процентных ставок вместе с обнародованием прогнозов о процентной ставке (forward guidance) создала предпосылки для отрицательных ставок. Эти условия благоприятны для рисковых активов при условии восстановления экономики, говорится в обзоре. Есть риск снижения экономической активности и инфляционных ожиданий, который может привести к росту реальных ставок. Но пока перспективы восстановления экономики и отрицательные ставки «двигают» рынок акций вверх.
Акции предлагают защиту от инфляции. «Хотя значительный рост инфляции маловероятен в краткосрочной и среднесрочной перспективе, фондовые рынки могут предложить более эффективное хеджирование от неожиданного роста цен», — говорится в записке Goldman Sachs. Долговой рынок в последние годы выигрывал от падения номинальных процентных ставок и реализации программ количественного смягчения, но после того, как исчезли опасения роста инфляции, премии на долговом рынке упали. Рынок акций также пострадал в части доходности, но показывал лучший результат, потому что выручка компаний связана с номинальным ВВП. Поэтому если инфляция ускоряется, то растут и их номинальные продажи.
Акции выглядят дешевыми по сравнению с корпоративным долгом. Как указывают аналитики Goldman Sachs, дивидендная доходность по акциям оставалась высокой по сравнению с государственными облигациями, но при этом она не упала так сильно, как доходность корпоративных облигаций. В целом 60% компаний США и 80% европейских компаний имеют дивидендную доходность выше средней доходности корпоративных облигаций.
Коронавирус привел к ускорению цифровизации разных отраслей экономики, выиграли от этого в первую очередь технологические компании. А это в свою очередь поддерживает рынки акции, в частности в США и Китае, где технологические компании доминируют на рынки с точки зрения рыночной капитализации. Безусловно, есть риск того, что на рынке произойдет коррекция, если экономика замедлится. Но учитывая, что многие из этих компаний генерируют большой денежный поток и у них сильный баланс, они могут показывать лучшие результаты даже в случае рыночной коррекции.