Росфинмониторинг отметил резкий рост популярности обналичивания денег через медиативные документы — нотариально заверенные соглашения, позволяющие урегулировать конфликт без суда с привлечением третьей стороны. В первой половине 2021 года число таких случаев выросло на 70% shares
Росфинмониторинг зафиксировал всплеск обналичивания денег через медиативные документы — нотариально заверенные соглашения, когда стороны договариваются об урегулировании без суда при участии третьей стороны. В этой схеме компания-«должник» по соглашению обязуется выплатить средства кредиторам, которыми выступают физические лица. Они приходят с документом в банк, где получают деньги, а затем обналичивают их, пишут «Известия» со ссылкой на Росфинмониторинг и представителей банков, знакомых с такими случаями.
В Росфинмониторинге сообщили, что в первой половине 2021 года число случаев обналичивания по медиативным соглашениям выросло на 70% по сравнению со второй половиной 2020 года. В Центробанке уточнили, что в первом полугодии совокупный размер обналичивания денег с использованием внесудебных соглашений вырос до 1,5 млрд рублей. Медиативные договоренности достигаются без обращения в суд. Их фиксирует третья сторона — медиатор — в специальных документах. С 2019 года медиативные соглашения должен заверять нотариус, а сами они выступают как исполнительные документы, которые можно предъявить к обязательному взысканию.
По данным Центробанка, совокупный размер сомнительных операций в банковском секторе в 2020 году сократился на 26%,. Масштабы обналичивания при этом снизились примерно на треть. Но сумма теневых операций с применением исполнительных документов выросла по сравнению с 2019 годом более чем на 60%, до 25 млрд рублей, следует из статистики регулятора.
В июле 2021 года Росфинмониторинг предупредил о недобросовестном использовании медиативных соглашений в целях транзитного движения и обналичивания денежных средств, говорится в материалах финразведки. Росфинмониторинг в связи с этим рекомендовал медиаторам проверять компании-участники спора на предмет наличия у них признаков компаний-однодневок. К таким признакам, в частности, относятся непродолжительный период фактической деятельности компании и несоответствие масштабов бизнеса суммам и характеру возникшего из правоотношений спора, сообщается в материалах Росфинмониторинга.
Представитель финразведки подтвердил газете рост подозрительных операций по медиативным соглашениям. «В кредитные организации к исполнению предъявляются нотариально удостоверенные медиативные соглашения, в соответствии с которыми юридические лица обязаны выплатить физическим (или юридическим) лицам долг по договору цессии. Кредитные организации переводят денежные средства по медиативным соглашениям в адрес юридических или физических лиц. В случае, если участником медиативного соглашения выступает физическое лицо, денежные средства в последующем обналичиваются», — рассказали в Росфинмониторинге.
О знакомстве с такой схемой обналичивания сообщили представители Росбанка, «Открытия» и РНКБ, работающего в Крыму. Это один из вариантов давно существующих видов мошенничества с использованием исполнительных документов, отметили в РНКБ. «По медиативному соглашению компания-должник обязуется выплатить долг кредиторам-физическим лицам на основании гражданско-правового договора. По факту получения денежных средств физлица обналичивают их. Зачастую в качестве основания для документа используются договоры подряда, имеющие признаки фиктивных. Должники при этом характеризуются признаками технических компаний», — рассказал директор по финансовому мониторингу и комплаенсу Росбанка Александр Попов.
Решать споры с помощью медиации россияне начали с 2010 года, напомнила старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова. По ее словам, пока этот институт редко используется, но уже охотно применяется для осуществления незаконных бизнес-махинаций. Например, создается фиктивная задолженность между организацией и физическим лицом, затем проходит процедура медиации, стороны заключают соглашение, привела она один из вариантов реализации схемы. «Следом физическое лицо обращается в кредитную организацию и предъявляет нотариально удостоверенное медиативное соглашение или его нотариально засвидетельствованную копию, которые относятся к числу исполнительных документов, банк переводит денежные средства на счет физлица и таким образом происходит их обналичивание», — рассказала Гусятникова.
Член Ассоциации юристов России Юлия Рамзенкова отметила, что чаще всего к институту медиации прибегают при решении семейных споров по родительству, разводам, разделу имущества, но услуги медиаторов становятся популярными и в бизнес-среде. Юрист добавила, что медиация может пройти как во внесудебном порядке, так и в ходе судебного процесса. Институт медиации в России еще находится в стадии развития, сказала эксперт. Особенно интенсивно на его применение повлияли условия пандемии, когда количество конфликтов выросло, а участники спора не всегда могли разрешить его в суде из-за коронавирусных ограничений, отметила она.