В последние годы возможности, чтобы начать инвестировать в акции, существенно расширились — частным инвестором может стать действительно любой. Инвесторы нового поколения предпочитают вместо технического анализа и финансовой отчетности руководствоваться своими симпатиями к той или иной компании, услугами которой они пользуются. shares
В середине 1990-х покупать ценные бумаги частным образом, если кто не помнит, было делом крайне хлопотным и небыстрым. Для оформления каждой сделки клиенту нужно было ехать в банк и заполнять бумажную заявку, а через несколько дней возвращаться туда снова и забирать отчет о совершенной транзакции. Сделка могла и не состояться, например, если на рынке не было подходящей цены, но клиент мог узнать об этом только при повторном посещении банка. Частных инвесторов на фондовом рынке почти не было.
А жаль! Доходность ГКО в 1996-м, в год выборов президента России, достигала 200% годовых, валютный коридор обеспечивал ее примерно на таком же уровне и в долларах.
Теперь иные времена. Ставки в рублях — около 5% годовых, а в долларах и вовсе нулевые. Зато выйти на рынок может каждый, для этого достаточно всего лишь скачать мобильное приложение вроде «Альфа Директа» или «Тинькофф Инвестиций». Тинькофф Банк с большим отрывом занимает 1-е место по числу активных клиентов на Московской бирже, в июле 2020-го их было почти 400 000 человек, на втором месте Сбербанк — 187 000, на третьем ВТБ — 135 000. С момента начала работы сервиса в 2017 году только через «Тинькофф Инвестиции» на Московскую биржу пришло почти 1,5 млн частных инвесторов.
Что их привлекает? Низкий порог входа, минимальные комиссии, удобный интерфейс и отличная скорость обслуживания. При этом банки постоянно совершенствуют свои брокерские приложения и расширяют возможности клиентов. В «Тинькофф Инвестициях», например, есть возможность маржинальной торговли, стоп-заявки, «стаканы», робот, помогающий новым инвесторам конструировать портфели.
Российские банки по сравнению с западными весьма технологичны. Классические европейские и американские банки редко могут предложить клиентам услуги банкинга в телефоне, не говоря уже про возможность торговать на рынке с помощью пары кликов. Другое дело — финтех-компании, или необанки. Феноменом стал американский проект Robinhood, этот стартап (капитализация после майского раунда инвестиций достигла $8,3 млрд) привлек на фондовый рынок миллионы новых инвесторов: к середине 2020 года их было 13 млн. И в подавляющем большинстве клиенты платформы — молодые люди (средний возраст инвестора Robinhood 31 год) с небольшим счетом (средний чек $4800). Как они принимают инвестиционные решения? Да очень просто: никакой скучной аналитики, финансовой отчетности или технического анализа, покупай то, чем пользуешься и во что веришь. На американском рынке это Amazon, Facebook, Apple, Google, Netflix. Ведь эти гиганты меняют мир к лучшему, значит, достойны наших денег.
В России все то же самое. Миллионы молодых оболтусов покупают в своих айфонах акции той же TCS Group (материнская компания Тинькофф Банка), «Яндекса», Mail.ru Group, ставшего экосистемой Сбербанка. Вывод? Чем больше хипстеров в Москве — тем больше вероятность не прогадать, купив акции любимых ими компаний новой экономики. Это к Грефу не ходи.