Банк России в формировании сценариев развития экономики России до 2023 года изменил свой подход, отведя меньшее место ситуации на сырьевых рынках в пользу внутренних факторов спроса и предложения. Кроме того, ЦБ планирует публиковать прогнозную траекторию ключевой ставки, что сделает его решения более прозрачными. Почему регулятор пошел на эти шаги, что это значит для аналитиков и рынка?
shares
Банк России на прошлой неделе опубликовал проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) , в котором подробно разобрал четыре сценария развития российской экономики до 2023 года. В обширном документе от ЦБ стоит выделить два важных момента, которые свидетельствуют о меняющемся подходе регулятора к прогнозированию и коммуникации с рынком.
Что нового в сценариях?
Первое изменение, предложенное в «Основных направлениях ДКП», связано с ключевым фактором влияния на сценарии экономического развития — цены на нефть таким фактором больше не будут. Если исторически для России сырьевые рынки, в частности нефтяной, выступали в роли источника экономического шока, то на 2020-2021 есть другие источники, более важные. «Бюджетное правило» сгладило влияние нефти на внутреннюю деловую активность, а вот как быстро будут приходить в себя компоненты предложения и спроса, включая инвестиционную активность компаний и потребление домохозяйств — пока история неопределенная. Сможет ли экономика сохранить уровень производства с учетом закрытия существенного количества компаний малого и среднего бизнеса — тоже неясно.
Поэтому в четырёх сценариях развития российской экономики Банк России сделал упор на соотношение внутреннего спроса и предложения, в отличие от прошлых лет, когда смотрели скорее на сырьевые рынки. Если восстановление производства товаров и услуг окажется замедленным, мы окажемся в развилке низкой или высокой инфляции – в зависимости от активности спроса. Базовый сценарий остался тем же, который был анонсирован в июле.
В базовом сценарии прогноз по росту экономики в 2021 году выше, чем у некоторых других организаций – пока это расчет на инвестиции и восстановления потребление. Притом что прогноз уже учитывает вероятное снижение бюджетных расходов со второй половины 2021 года.
Наконец, «доверительный интервал» роста ВВП в прогнозе Банка России на 2021 год, то есть его «вероятностный разброс» с учётом всех четырёх сценариев, довольно большой – от 0% до 4,5%. Это показывает, что следующий год очень сложен с точки зрения прогнозов.
Что нового в коммуникации?
Некоторые изменения ЦБ собирается внести и в коммуникации с рынком. В частности, будут предложены блоки регионального анализа, сначала – только по инфляции, потом и по экономической ситуации. Кроме того, как уже объявлялось ранее, пресс-конференции главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной будут проходить восемь раз в году, после каждого решения о ставке, что также должно увеличить предсказуемость политики ЦБ и ее прозрачность для рынка.
Наконец, самое важное изменение в коммуникациях ЦБ —это его планы публиковать прогнозную траекторию ключевой ставки. Обсуждение полезности этого шага идёт уже несколько лет. Знание о наиболее вероятной траектории ставки ЦБ может повлиять на все действия коммерческих банков, включая принятия решений о ставках по ипотеке и потребкредитам, на доходности ОФЗ и инвестиционную активность. Аналитики ждут публикации траектории ставки — чем быстрее это случится, тем проще будет хеджироваться участникам рынка, и тем дешевле может стать привлечение средств для фирм и домохозяйств.
Притом, что аргументы за большую открытость Центробанка для экономики в основном положительные (больше открытость – лучше экономические результаты), исследование, опубликованное в International Journal of Central Banking, показывает, что работа аналитиков при улучшении коммуникации усложняется. После кризиса 2009 года оказалось, что увеличение количества выступлений представителей центробанков, или их независимость от государства и политиков, или формально посчитанная «открытость» не улучшает качество прогнозов независимых экономистов. Точность предсказания роста ВВП, инфляции и даже ставок ухудшается, даже если открытость ЦБ растет. Так что, кажется, аналитикам не повезло – Банк России усложнит нам работу.
Готовность России к кризису
В своем выступлении 10 сентября, посвященном публикации проекта основных направлений ДКП, зампред ЦБ Алексей Заботкин указал на то, что Россия подошла к кризису в лучшем положении, чем многие другие развивающиеся экономики. У России было так называемое «фискальное» и «монетарное» пространства для манёвра – то есть попросту низкий госдолг с возможностью занимать на рынках, и относительно высокие ставки ЦБ, снижение которых дает возможность постепенно выходить из сжатия спроса.
Другие прозвучавшие в выступлении зампреда ЦБ аргументы также важны — «бюджетное правило» уменьшило влияние внешних шоков на экономику, а реакция Банка России со смягчением требований к выданным кредитам позволила не банкротить компании. Если вспомнить 2009 и 2014-2015, то в оба предыдущих кризиса Банк России был вынужден повышать ставку, чтобы сдержать бегство вкладчиков из рубля и иностранных инвесторов из активов. В нынешнем кризисе ключевая ставка была снижена, и, по нашим оценкам, это не привело к оттоку иностранных инвесторов из ОФЗ – в основном снижение доли иностранных инвестиций в российский госдолг было связано скорее с геополитической ситуацией. А россияне вообще остались в рублях и почти не реагировали переходом в валюту, несмотря на движение курса.
Кратко подводя итоги:
- ЦБ еще раз подчеркнул, что Россия была готова к кризису и отреагировала на него довольно активно;
- «Сценарный анализ» сконцентрировался на внутренних факторах спроса и предложения;
- Коммуникация будет расширена, добавлена региональная компонента, и вероятна публикация траектории «ключевой ставки».
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции