Основная интрига американских выборов, похоже, разрешилась и Джо Байден становится следующим президентом США. Что его победа будет означать для американской экономики, рынков и России shares
Сразу несколько американских СМИ, в том числе CNN и Bloomberg, сообщили, что Джозеф Байден одержал победу на выборах президента США. Спустя четыре дня после выборов подсчет голосов еще продолжается. Но демократ уже набрал больше 270 голосов выборщиков, необходимых для победы на выборах. По данным Bloomberg, у Байдена 290 голосов, у Трампа — 214.
Если Джо Байден займет Белый дом, что это будет значить для американской экономики, рынков и России?
Предвыборная программа Байдена включала в себя повышение корпоративных налогов, возвращение максимальной ставки подоходного налога в 39,6% и введение налога на богатство, улучшение системы здравоохранения Obamaсare, включение в нее варианта с государственным страхованием, сдерживание роста цен на лекарства и некоторое смягчение миграционной политики. Также он предлагал инвестировать в течение ближайших 10 лет $1,3 трлн в инфраструктурные проекты, в том числе из области «зеленой экономики».
Итоги выборов еще не подведены и пока неясно, кто получит большинство в сенате. Победа президента-демократа при сенате с большинством республиканцев — не худший из возможных, но и не лучший сценарий для фондового рынка, говорит управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов. По его мнению, такой расклад означает, что стимулы для экономики, запланированные Байденом, будут одобрены, а повышение налогов нет. А это приведет к большему увеличению дефицита бюджета США.
«Рано или поздно дойдет до рынка бондов, и тогда либо вырастут ставки, либо центробанки монетизируют дефицит, что будет означать девальвацию доллара, о которой так долго все говорят», — считает Орлов. Но он подчеркивает, что победа Байдена в целом означает улучшение темпов роста экономики, если только не случится сценарий «голубой волны», при которой больше в сенате получат демократы.
«Пока вырисовывается конфигурация — демократический президент и небольшой перевес республиканцев в сенате. Когда это стало понятно, к четвергу, американский рынок начала реагировать бурно и позитивно. Скорее всего, это может означать, что не будет резких движений не в налоговой политике, ни в плане международных торговых конфликтов», — сказал управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах. По его словам, такой исход выборов можно оценивать положительно для американской экономики.
Для валютного рынка плюсом является скорее определенность относительно исхода выборов, считает он. «Худшим фактором стало бы затягивание выборов и подсчет голосов до декабря — января», — добавляет Табах.
Победа Байдена на руку развивающимся рынкам, инвестменеджеры начнут более активно вкладывать деньги в них, написал в записке для инвесторов главный экономист Renaissance Capital Чарльз Робертсон. Базовый сценарий предполагает переток средств инвесторов в развивающиеся рынки и как следствие ослабление доллара, следует из его записки. «Мы полагаем, что администрация Байдена может ассоциироваться с более слабым долларом и более высокими потоками инвестиций на развивающиеся рынки», — написала и экономист «Ренессанс Капитала» Софья Донец в аналитической записке «Выборы в США и санкционные риски для России».
Товарные и финансовые рынки уже готовились к победе Байдена, и в этом отношении не стоит ждать существенной волатильности, способной оказать влияние, например, на курс рубля, считает старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов.
Чего ждать России
Джо Байден ранее неоднократно обещал ввести санкции в отношении России. «Но он не game changer (человек, кардинально меняющий правила игры — Forbes) для отношений России и США, — считает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. — У многих есть упрощенное восприятие того, что от личности президента многое зависит. Но в американской системе госуправления действует система сдержек и противовесов. Трамп, к примеру, также не уклонялся от введения санкций в отношении России».
По его мнению, ожидать от Байдена новых санкций можно только в случае, если в отношениях двух стран — уже и так довольно испорченных — возникнут новые кризисы. Кроме того, добавляет Тимофеев, у американских властей уже сложилась позиция, что новые санкции будут в том числе наносить ущерб экономике США, также в случае более широкого их применения не останется рычага давления на Россию. «Безусловно, в случае с Байденом есть нюансы. Демократы уделяют больше внимания правам человека. Это означает, что новая президентская администрация может активнее использовать «Акт Магнитского» в своей санкционной политике», — полагает он.
Он считает, что стоит следить, как США отреагируют на дело Навального. Они могут пойти по пути ЕС и ввести персональные и блокирующие санкции. А могут использовать «Акт о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его военного применения» 1991 года (Сhemical and Biological Weapons Control and Warfare Elimination Act of 1991). Он предполагает экономические и торговые санкции. В частности, после отравления Скрипалей США его уже применили. Американским банкам запрещено покупать российский валютный госдолг, кроме того, США ввели запрет на поставки в Россию любых товаров, которые могут применяться в производстве химического и биологического оружия. «В случае с Навальным США могут снова применить этот акт. И это будет хуже для рынков», — не исключает Тимофеев.
Софья Донец считает, что геополитическая неопределенность может сохраниться, по меньшей мере, до конца года. Она напоминает, что одним из ближайших важнейших событий станет отчет главы разведывательного управления о потенциальном вмешательстве России в выборы, который должен быть официально представлен до 18 декабря. «Ренессанс Капитал» выделяет три типа возможных санкций:
- мягкие (включая расширение дипломатических, индивидуальных и секторальных санкций);
- умеренные (запрет на операции с ОФЗ на первичном рынке либо запрет на операции с евробондами на вторичном рынке);
- жесткие (ограничение операций с ОФЗ на первичном и вторичном рынках).
«Вероятность мягких санкций мы оцениваем в 25%, умеренных — в 7%, жестких — в 2%», — написала Донец. Последствия мягких санкций будут ограничены и коснуться отдельных лиц или компаний. Умеренные могут привести к росту рисковой премии на Россию на 0,5 процентных пункта и ослаблению рубля на 3-5%. В случае жестких санкций возможен рост рисковой премии на Россию до 2,5 — 3 процентных пункта, отток средств с рынка ОФЗ, российских корпоративных облигаций и акций, которые в совокупности могут вылиться в ослабление рубля до 30% — с возможным резким скачком и последующей стабилизацией.
Партнер «Атона» Евгений Малыхин считает, что опасность победы Байдена сильно переоценена. По его мнению, которое он высказал во время вебинара с инвесторами, новые санкции могут быть наложены на рублевый долг и госбанки, а после их введения ничего, кроме отключения SWIFT не останется, но их к ядерной державе никто применять не будет. «Байден будет гораздо более взвешенно подходить к отношениям с Германией и не будет с такой же яростью пытаться остановить «Северный поток-2», только потому что этого хочет Германия», — сказал он.