О том, кто и как сегодня правит мировой экономикой, рассуждает директор по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал» Вадим Логинов
shares
Большинство иксов и беби-бумеров, наверное, помнят советский фильм по одноименной сказке Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал». Там девочка Оля оказывается в чудесной стране, где встречается с воплощением своих недостатков в образе Яло. Если взглянуть на современный финансовый мир, то он соткан из диспропорций и противоречий. Если же посмотреть на фондовый рынок и построенную на нем индустрию управления активами, то и здесь это начинает приобретать угрожающие масштабы.
Изначальную роль фондовых рынков в системе движения и перераспределения капитала трудно переоценить. Фондовый рынок позволяет компаниям и государствам привлекать капитал со стороны частных и институциональных инвесторов, а те получают с этого доход. Более того, деятельность фондовых рынков затрагивает политические, экономические, социальные и даже технологические и экологические аспекты.
В преддверии президентских выборов в США в ноябре эксперты шутят, что уже не выборы влияют на рынок, а фондовый рынок на выборы. Трамп пугает своих избирателей, что биржевые индексы резко упадут, если его не изберут на второй срок. А его оппоненты рассчитывают, что резкое снижение котировок накануне выборов кардинально снизит шансы нынешнего президента. Кстати, если взглянуть, как вели себя биржевые индексы накануне выборов за последние 15 лет (данные SunTrust), то получается, что они «протестуют» накануне и «торжествуют» по факту. Так, в год до выборов в среднем индекс S&P500 показал динамику минус 3%. Средние два года показывали динамику около 10%. А вот послевыборный год давал 21,5% доходности. Посмотрим, как будет в этом году.
Теперь попробуем заглянуть сразу в несколько «зеркал» и рассмотреть, что происходит на фондовых рынках в плане их основной функции движения капитала. Вначале сосчитаем частное мировое богатство. Недавний обзор от компании Capgemini — World Wealth Report 2020 показал, что мировое богатство за год выросло на 8,6% и достигло $74 трлн. При этом 0,9% населения владеют 33,6% мирового богатства.
Теперь давайте взглянем на текущую суммарную капитализацию фондовых рынков в сравнении с глобальным ВВП — это так называемый «Индикатор Баффета». Суммарные размеры капитализации фондовых рынков в мире сейчас превышают номинальный глобальный ВВП, по некоторым оценкам более чем на 20%. На американском рынке диспропорция еще сильнее. Отношение индекса полной капитализации американских акций Wilshire 500 к американскому ВВП уже превысило не только сам ВВП, но и свой исторический максимум. Речь идет о превышении уже на 70% — в середине года капитализация индекса составляла $33 трлн, а ВВП США — $19,4 трлн.
Если обратить внимание на отдельные акции, то тут диспропорции еще круче. Фондовые индексы вверх стремительно движут 5-8 эмитентов. Вначале эта была знаменитая «пятерка» FAANG: Facebook, Apple, Amazon, Netflix и Google. Потом пошли вариации FAANM, FAMGA, ANTMAN. К списку добавились Microsoft, NVidia, наконец, Tesla. Котировки этих компаний растут на десятки процентов. Отношение цен акций к прибыли (P/E Ratio) по данным Macrotrends к началу осени 2020 кратно превышает средние значения. Так среднее значение P/E S&P500 за период в 100 лет составляет 15. Даже если сузить горизонт до 40 лет, то получается 18. Текущее значение превышает 30. На развивающихся рынках примерно 10. Что мы видим у эмитентов-«ракет»: У Аpple, Facebook и Google (Alphabet) на конец августа было около 40. У Amazon, Netflix и NVidia порядка 100, а у детища Илона Маска с учетом лишь совсем недавнего выхода финансового результата бизнеса в плюс — более 1000. Капитализация Apple достигла рекордного уровня в $2 трлн — это примерно уровень ВВП Италии или Бразилии.
Кстати, сейчас на биржах США торгуется 3640 публичных компаний — это в 2 раза меньше чем 25 лет назад. Какой смысл выходить на биржу, если сливки себе забирают эмитенты-лидеры. А те, привлекая капитал, не спешат сейчас направлять его в развитие и инвестиции, а оставляют в виде кеша или используют для выкупа своих же акций.
Стремительный рост цен на акции — причина и следствие еще одной фондовой аномалии, потока малоквалифицированных спекулятивно настроенных частных инвесторов на биржу. Один из бенефициаров этого потока — цифровой брокер-дискаунтер Robinhood. Другие выгодополучатели — крупнейшие управляющие активами. Взглянем на их активы: обзор мировой индустрии управления активами за 2019 год от Boston Consulting Group дает нам цифру в $89 трлн, это также выше глобального ВВП. На десять крупнейших приходится около 35% рынка. Лидерами с отрывом являются BlackRock и Vanguard (доли около 8% и 7%, соответственно). На третье место по активам в рэнкинге вышел Fidelity, который обошел State Street.
Бурно развивающаяся сейчас отрасль ETF также все больше концентрируется. 100% совокупного притока новых средств в фонды приходится всего на 18 фондов (!). 41% доля рынка ETF сегодня принадлежит BlackRock, 28% — Vanguard и 16% — State Street Global Advisors. Еще Джон Богл — отец-основатель того же Vanguard — пару лет назад в одной из своих последних программных статей в WSJ предупреждал, что вопрос владения половиной всех акций США со стороны фондов — это дело ближайшего времени. Так в 2002 году индексные фонды владели 4,5% капитализации фондового рынка США, в 2009 году эта цифра удвоилась до 9%, в 2018-м до 17% (вместе с mutual funds 35%). То есть не за горами тот момент, когда 3-5 крупнейших УК будут владеть половиной всех акций США.
Популярное сейчас на росте цен и интереса к инвестированию золото привело уже к тому, что ETF с позицией на физический металл располагают таким количеством метрических тонн, хранимых по всему миру, что, например, тем же лидерам уже позавидовали бы страны даже из числа G20 по своим золотым запасам.
Еще более нетривиален тот факт, что ФРС выбрала для своих нынешних операций по количественному смягчению не банки, как это делала обычно, а управляющие компании BlackRock и PIMCO. Таким образом, именно УК становятся новыми «королями» Wall Street и финансового рынка в целом с замахом на глобальное доминирование.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции