Экономисты из НИУ ВШЭ предложили повысить ставку НДФЛ для состоятельных граждан, а также увеличить налог на прибыль. Предложения экспертов направлены фактически на принуждение к инвестициям, однако будут ли работать подобные меры, тем более на фоне кризиса? Об этом рассуждает в своей колонке директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев shares
Высшая школа экономики (ВШЭ) предложила повысить ставку НДФЛ для тех, кто зарабатывает свыше 12 и 24 млн рублей в год, до 20-24%. Что касается корпоративного налога на прибыль, то нынешнюю ставку в 20% предлагается увеличить до 24% или даже до 30% с одновременным установлением эффективного инвестиционного вычета. Такие предложения содержатся в отзыве ВШЭ на законопроект «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». К слову, 6 ноября пресс-служба Министерства финансов РФ, комментируя инициативу экспертов ВШЭ, заявила, что вопрос о новой корректировке шкалы налога на доходы физических лиц и налога на прибыль в России пока не стоит.
И все же, интересно обоснование, предложенное экспертами ВШЭ, почему сегодня самое время для того, чтобы реализовать подобные инициативы. Утверждается, что «достигнутый уровень технологий налоговой службы и современная внешнеэкономическая ситуация существенно ограничивают возможности бегства национального капитала и вывода денег российскими юридическими и физическими лицами из российской юрисдикции». На основании этого делается вывод о том, что имеется потенциал для более значительного повышения налогового бремени на неинвестируемые высокие личные доходы и на неинвестируемые свободные средства корпораций.
Отметим, что вообще-то прогрессивная шкала НДФЛ уже начала вводиться в России во время пандемии COVID-19. Соответствующая инициатива была озвучена президентом в качестве одной из антикризисных мер. В соответствии с поручением президента Российской Федерации от 23 июня 2020 года с 1 января 2021 года должна быть повышена ставка налога на доходы физических лиц на 2 процентных пункта (с 13% до 15%) для доходов свыше 5 млн рублей в год.
Отношение к этой инициативе двоякое. С одной стороны, начался переход к прогрессивному налогообложению, что хорошо. Это должно было произойти в России как минимум лет на десять раньше, но начинается только с 2021 года. Таким образом, появилась надежда, что в том числе с помощью этого механизма можно будет решать в стране проблемы бедности, большого расслоения между бедными и богатыми по доходам и социальной справедливости в целом.
С другой стороны, прогрессивное налогообложение — это все-таки повышение налоговой нагрузки, которое происходит в самое неподходящее для этого время, в период экономического кризиса. В кризис налоги не повышают. Нет, конечно, подобное случается, но по-хорошему так не делают. И не следует думать, что как раз в кризис это и надо делать, потому что богатым пора раскошелиться и социальная справедливость должна восторжествовать.
Богатые не очень–то хотят раскошеливаться. Расхожее выражение о том, что в кризис «бедные беднеют, а богатые — богатеют», зачастую не соответствует действительности. Трудно назвать богатеющими владельцев бизнеса, которые вынуждены прекратить свою деятельность в период пандемии. Поэтому любое повышение ставки НДФЛ в период кризиса стимулирует поиски решения, как не платить повышенные налоги. Среди таких решений может быть все что угодно: смена налогового президентства, продажа бизнеса, использование разного рода серых схем для минимизации последствий повышения подоходного налогообложения, и прочее.
Другое дело, когда такое небольшое повышение налогов происходит в период экономического подъема, когда личные доходы заметно растут. В такой ситуации мало кто будет что-либо придумывать для избежания уплаты подоходного налога по ставке, превышающей основную на 1-2 процентных пункта.
Следует отметить, что подход российских властей к началу реализации идеи прогрессивного налогообложения — повышение ставки на 2 процентных пункта для доходов свыше 5 млн рублей в год — это очень щадящий подход.
В этом, кстати, был ключевой вопрос: каким образом вводить прогрессию в подоходное налогообложение? В последние годы были, как известно, десятки соответствующих законопроектов, предусматривающих различные варианты того, как вводить в России прогрессивную шкалу НДФЛ. Получается, что в итоге выбрали правильный вариант, хотя и не придумали ничего лучше, чем воспользоваться коронавирусным кризисом, чтобы начать его реализовывать.
Однако не успели реализовать эту идею, как она получила, так сказать, неожиданное развитие. Трудно согласиться с обоснованием от ВШЭ, почему можно повышать налоги. Никто не спорит, технологии работы налоговой службы сегодня на гораздо более высоком уровне. Однако достаточны ли они, чтобы предлагаемая прогрессия в налогообложении работала? Далеко не уверен.
Предложения экспертов направлены фактически на принуждение к инвестициям. Типа, никуда не денетесь, будете инвестировать, если не хотите платить повышенный налог. Согласитесь, интересное предложение, — очень «либеральное».
А что если нет никаких рыночных стимулов для инвестиций? Если экономика в кризисе, спрос падает, потребительская активность из-за падающих доходов населения невысока? Куда в таких условиях инвестировать? Вкладываться только потому, что в противном случае придется заплатить повышенный налог? И что потом делать с ненужной продукцией?
Поставьте себя на место предпринимателей, перед которыми встанут такие вопросы. Давайте честно: вы сами будете инвестировать в такой ситуации? Уверен, что не будете, и правильно сделаете.
Во время мирового экономического кризиса 2009 года в России снизили ставку корпоративного налога на прибыль с 24% до 20%. В тот кризис, помнится, не успели, что называется, испугаться, а он уже закончился. Конечно, далеко не потому, что тогда не повышали, а снижали налоги. Но и поэтому тоже. Кстати, в других странах поступали таким же образом. Не следует забывать о хорошем опыте и в очередной раз экспериментировать — причем таким образом, что от всего этого может стать только хуже.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции