На прошлой неделе российское правительство одобрило проект федерального бюджета на 2021-2023 годы. По мнению старшего научного сотрудника Института Гайдара экономиста Ивана Любимова, изменение бюджетных приоритетов связано с шоком от эпидемии COVID-19 и не обязательно будет носить долгосрочный характер
shares
Отличительной особенностью нового бюджета стало превышение планируемых расходов на экономику над оборонными затратами. Эта новость может быть воспринята наблюдателями как сигнал о смене приоритетов российских властей. Однако с таким выводом не стоит торопиться.
Для того, чтобы аргументировано объяснить необходимость избегать преждевременных вердиктов, попробуем выявить приоритеты бюджетных расходов правительства в последние годы. Постараемся определить их таким образом, чтобы исключить влияние на выводы абсолютных величин. Рост тех или иных расходов в абсолютном выражении может быть внушительным, но все еще недостаточно интенсивным, чтобы назвать такие расходы приоритетными для государства.
Стоит также подчеркнуть, что расходы бюджета не стоит воспринимать как меру экономического развития. Бюджетные расходы в любой стране ежегодно проходят через сито коррупции и некомпетентности, и в зависимости о того, насколько эти явления распространены в том или ином обществе, соответствующие траты в большей или меньшей мере трансформируются в современные и функциональные больницы, школы или дороги. Однако интенсивные фактические расходы на определенные статьи бюджета являются необходимым условием экономического развития. Кроме того, они сигнализируют о существовании девелопменталистских намерений и планов у соответствующего правительства.
Используем данные Международного исследовательского института продовольственной политики (IFPRI), занимающегося глобальными исследованиями в сфере сельского хозяйства и получающего поддержку правительств разных стран, частных компаний и Всемирного банка. IFPRI предоставляет сведения по структуре бюджетных расходов 147 стран мира, начиная с 1980 и до 2017 года. Структура расходов бюджета состоит из десяти агрегированных статей — сельское хозяйство, образование, оборона, здравоохранение, добыча полезных ископаемых, социальная защита, энергетика, транспорт, связь и прочие расходы.
При помощи этих данных можно ответить на вопрос о том, является тот или иной вид расходов приоритетным для соответствующего правительства. Для этого следует выяснить, насколько велики траты страны в каждой из категорий относительно доли расходов по данной категории в среднем по 147 странам. Например, превышают ли относительные траты Израиля на медицину ту долю суммарного бюджета, которая расходуется на здравоохранение всеми правительствами мира? Если эта доля выше, медицинские расходы признаются приоритетными для Израиля и маркируются 1 (единицей). В противном случае они такими не считаются и получают индекс «0».
В следующей таблице приведена структура приоритетов бюджета Финляндии — типичной развитой социал-демократии.