Кэти Вуд удалось создать одну из самых быстрорастущих инвестиционных компаний в мире — активы под ее управлением выросли втрое во время пандемии. Ярая поклонница Илона Маска верит в биткоин и ставит на то, что капитализация Tesla может превысить $1 трлн. Почему критики называют ее лицом нового пузыря на фондовом рынке?
shares
В мае 2019 года акции Tesla стоили около $200 за бумагу — примерно столько же, что и пять лет назад. Тогда самая ярая поклонница Илона Маска с Уолл-стрит решилась на довольно смелый шаг. Кэти Вуд и ее инвестиционная компания ARK Investment Management уже были известны своими необычными и смелыми прогнозами — например, о том, что к 2023 году Tesla построит парк роботакси стоимостью $1 трлн или что акции компании подорожают в 20 или даже 30 раз. В очередной раз инвестор подлила масла в огонь, опубликовав прогноз о том, что на «бычьем» рынке капитализация Tesla могла бы достигнуть $1,4 трлн. Это подразумевало рост цены акций до более чем $6000. Прогноз ARK (от англ. Active Research Knowledge) сопровождался множеством расчетов в Excel и подробными комментариями.
На Вуд и ARK сразу же обрушился шквал критики, в том числе со стороны инвестора Джима Чаноса, который прославился тем, что когда-то предсказал крах энергетической компании Enron. Известный трейдер, который решил играть на понижение против американского производителя электромобилей, подверг сомнению прогнозы ARK в отношении валовой прибыли Tesla.
«В ARK представили форвардное ценообразование Tesla, а не оценку будущей рыночной стоимости компании», — заявил эксперт по оценке активов и профессор Нью-Йоркского университета Асват Дамодаран, который специализируется на корпоративных финансах. По его словам, модель ARK не включала в себя анализ дисконтированных денежных потоков и содержала лишь неполные прогнозы относительно затрат, которые Tesla понесет при масштабировании производства. А что насчет оценки стоимости несуществующего парка роботакси от Tesla в $1 трлн? «Мне кажется, что это больше похоже на сказку, чем на реальную оценку», — добавил Дамодаран.
Тем не менее, 16 месяцев спустя, после дробления акций Tesla в соотношении пять к одному в августе 2020 года, стоимость бумаг компании достигла примерно $400. Другими словами, цена акций Tesla за этот период выросла в десять раз на фоне активности биржевых спекулянтов, оживленного интереса к технологиям автономного вождения и литий-ионным аккумуляторам и более высоких, чем ожидалось, финансовых показателей компании Маска. Сейчас рыночная стоимость Tesla в пять раз превышает совокупную капитализацию именитых автопроизводителей Ford и General Motors.
Кэти Вуд смогла неплохо заработать на этом росте. А придирчивым скептикам, по ее словам, не удалось разглядеть общую картину. Вуд убеждена, что по мере роста популярности электромобилей расходы на их производство сократятся, в том числе благодаря увеличению эффективности производства и прогрессу в области разработки новых аккумуляторов. Кроме того, снижение стоимости самих электромобилей вызовет рост спроса на них, в том числе со стороны каршеринговых компаний. В сентябре Илон Маск пообещал в течение трех лет выпустить электромобиль стоимостью $25 000.
Вуд утверждает, что довольна тем, что ей приходится иметь дело с целой армией скептически настроенных критиков. «Это значит, что если в конечном итоге мы все же окажемся правы, то получим достойную награду», — объясняет 64-летняя инвестор.
Космический взлет: за счет чего состояние Илона Маска с марта выросло более чем на $20 млрд
Готовность Вуд идти своей дорогой помогла ей превратить ARK в одну из самых быстрорастущих и высокоэффективных инвестиционных компаний в мире. С начала года ее флагманский фонд ARK Innovation Fund, под управлением которого находятся активы на $8,6 млрд, вырос на 75%. Последние пять лет доходность фонда составляла в среднем примерно 36% в год, что почти в три раза превышает среднюю годовую доходность индекса S&P 500.
В отличие от большинства известных инвесторов, Вуд не хранит исследования ARK под грифом секретности. Наоборот, вся аналитика выкладывается в интернет. Помимо того, инвестор в режиме реального времени публикует данные о сделках, заключенных ее компанией. Вместо того, чтобы нанимать выпускников MBA, Вуд берет на работу в ARK молодых аналитиков с опытом работы или образованием в таких сферах, как молекулярная биология или компьютерная инженерия. Она уверена в том, что именно им с большей вероятностью удастся разглядеть новую тенденцию на рынке.
Даже организационную структуру ARK можно назвать оригинальной. Под управлением Вуд находится семь инвестиционных портфелей, цель которых — извлечение выгоды из новейших достижений в робототехнике, секвенировании ДНК, области накопления энергии, а также в сфере финансовых и блокчейн-технологий. ARK поместил их в выгодные с точки зрения налогообложения биржевые фонды (ETF), которые доступны миллениалам, торгующим через мобильное приложение Robinhood.
Каждый ETF включает акции от 35 до 55 перспективных компаний, которые занимаются разработкой современных технологий. Из-за ускоренного внедрения этих технологий после начала пандемии и оптимистичных прогнозов ARK в отношении Tesla компания Вуд в этом году почти в три раза увеличила стоимость активов под своим управлением — до $29 млрд. «После начала пандемии наши инновационные платформы вышли на новый уровень, потому что они помогают в насущных проблемах», — говорит Вуд. «Инновации решают проблемы», — подчеркивает инвестор.
Forbes консервативно оценивает ARK в $500 млн. Эта сумма составляет примерно 2% активов, находящихся под управлением компании (аналогичное соотношение имеет публичная холдинговая компания T. Rowe Price). Доля Вуд в ARK превышает 50%, что позволяет оценить ее состояние минимум в $250 млн. Благодаря этому она заняла 80-е место в шестом ежегодном рейтинге богатейших женщин США, заработавших свое состояние самостоятельно.
Критики пренебрежительно называют Кэти Вуд лицом нового пузыря на фондовом рынке, который образовался из-за политики «легких денег» Федрезерва США. Но свою карьеру Вуд делала и на «медвежьих», то есть падающих рынках. Вуд изучала экономику в университете Южной Калифорнии, где ее преподавателем был известный сторонник теории экономики предложения Артур Лаффер. С 1977 по 1980 год она проходила стажировку в Лос-Анджелесе и набиралась опыта в одной из крупнейших инвестиционных компаний мира Capital Group. Вуд наблюдала за тем, как повышение процентных ставок до 20% привело к обвалу рынка и тяжелым последствиям для экономики. После окончания университета в 1981 году она переехала в Нью-Йорк и устроилась на работу экономистом в компанию Jennison Associates, которая в настоящее время входит в состав Prudential Financial. В определенный момент Вуд поняла, что инфляция и процентные ставки достигли пика. Начальство не восприняло ее опасения всерьез, но в конечном итоге она все же оказалась права. После этого инвестор пришла к выводу о том, что иногда надо идти против общепринятого мнения.
Разочаровавшись в перспективах дальнейшей работы в Jennison Associates, Вуд, которая давно горела желанием заниматься анализом акций отдельных компаний, написала заявление об увольнении. Однако ее ментор из Jennison Associates убедил ее остаться и перевел ее в отдел фондового анализа. В конце 1980-х и начале 1990-х годов Вуд занималась новыми компаниями беспроводной связи и получила полное представление об экономических и социальных переменах, которые начали происходить в мире по мере повсеместного распространения мобильных телефонов. В 2001 году Вуд перешла в нью-йоркскую компанию AllianceBernstein, где получила должность директора по инвестициям. В новой компании Вуд занималась тематическими инвестиционными портфелями.
Неизбежный крах: почему современный автопром не переживет массового распространения электромобилей
Несколько лет спустя финансовый кризис 2008 года привел к обвалу индекса S&P 500 и массовому переходу инвесторов из активно управляемых фондов в пассивные. Люди начали инвестировать триллионы долларов в дешевые индексные фонды. Вуд поняла, что стратегию срочно нужно менять. В 2012 году она предложила руководству поместить активно управляемые портфели инновационных компаний в структуру ETF, но в AllianceBernstein не оценили ее идею.
Два года спустя Вуд основала ARK. Но успех ее нью-йоркской инвесткомпании нельзя назвать мгновенным. К концу 2016 года под управлением ARK находились активы всего на $307 млн. Комиссия за управление, которая составляла 0,75%, не покрывала накладные расходы. Чтобы удержаться на плаву, Вуд пришлось задействовать собственные сбережения, продать миноритарные пакеты акций и заключить соглашения с более крупными компаниями. Сейчас американской компании American Beacon и японской Nikko Asset Management принадлежит 39% ARK. Еще примерно 10% распределены между двумя десятками сотрудников ARK.
Истории успеха ARK, которая отсчитывается с 2017 года, способствовал резкий рост стоимости акций стримингового сервиса Netflix, разработчика CRM-системы Salesforce, производителя аппаратов для секвенирования ДНК llumina, платежной системы Square и разработчика программного обеспечения для нужд здравоохранения Athenahealth. Объем активов под управлением ARK вырос в десять раз. Компания начала продвигать собственный бренд с помощью оптимистичных прогнозов, активного присутствия в Twitter и бесплатного доступа к аналитике в интернете. Внимание общественности ARK привлекла еще и благодаря созданию криптовалютного фонда, доступ к которому получили только аккредитованные инвесторы. Вуд начала инвестировать в биткоин, который она называет «страховым полисом» от инфляции, еще в 2015 году, когда криптовалюта стоила $250.
При составлении инвестиционных портфелей Вуд применяет так называемый подход «сверху вниз». Сперва она делает все возможное, чтобы выявить какие-либо недостатки портфелей. Один из методов, которыми пользуется Вуд, — краудсорсинг, позволяющий привлечь широкий круг лиц к поиску потенциальных недостатков. Инвестор даже приглашает всех желающих с помощью Zoom принять участие в еженедельных пятничных совещаниях ARK, на которых аналитики обсуждают данные исследований. Важнейшую роль в работе ARK играет экономика. Вуд весьма оптимистично настроена к инновационным технологиям и убеждена, что их стоимость со временем будет снижаться, при этом создавая реальный спрос. При оценке компаний, которые могли бы войти в новый портфель ARK, она обращает внимание на корпоративную культуру и на то, реализует ли руководство инициативы по развитию компании. Как правило, Вуд рассчитывает оценку компании лишь после тщательного изучения бизнеса. Инвестор принципиально не покупает акции, стоимость которых, как ей кажется, не будет расти на 15% в год в следующие пять лет — это минимальный срок, в течение которого ARK собирается владеть бумагами.
Переполох на фондовом рынке в этом году сыграл ARK на руку. После обвала в марте Вуд верно предсказала, что акции быстрорастущих технологических компаний восстановятся одними из первых и приведут к постепенному восстановлению мировых рынков. При составлении портфелей ARK она сделала ставку на Tesla и другие технологические компании, в том числе на разработчика образовательных онлайн-платформ 2U и сервис поиска недвижимости Zillow. В конце лета, после стремительного роста стоимости акций Tesla, Вуд немного сократила позицию в компании и взамен купила акции корпоративного мессенджера Slack, которые в то время резко упали в цене.
Миллиардер Стивен Шварцман рассказал, как сделал себе надгробие из-за неудачной сделки
После подобного успеха у ARK, конечно же, появились подражатели. Другие инвестиционные компании начали предлагать разнообразные отраслевые ETF — от фондов на букмекерские компании до ETF на акции производителей кормов и других товаров для домашних животных. Гиганты фондового рынка вроде Dimensional Fund Advisors, Fidelity Investments и T. Rowe Price недавно создали собственные активно управляемые ETF.
Даже будучи оптимисткой по природе, Вуд все же рассказывает в интервью Forbes о неутешительных прогнозах на следующие пять лет. Она считает, что масштабные технологические сдвиги в скором времени кардинально изменят крупные отрасли промышленности и лишат многих людей работы — прежде всего в энергетике, транспортных системах, банках и здравоохранении. Вуд предполагает, что из-за этих процессов экономический рост, инфляция и рыночные индексы будут отставать от прогнозов аналитиков. По ее словам, в этом случае у инвесторов появится возможность сделать ставку на инновационные компании, которые продолжат способствовать росту рынка.
«Я думаю, что в скором времени начнется непростой период для рыночных индексов. Критерии оценки компаний также кардинально изменятся. Это уже можно увидеть. Мы считаем, что сейчас на рынке появляется все больше акций, покупка которых якобы сулит большую доходность, тогда как на самом деле это своего рода ловушки», — рассказывает Вуд.
Считает ли Вуд, что на рынке образовался пузырь? Нет. По словам инвестора, неопределенность в отношении дальнейшего развития пандемии и выборов президента США, на которых она «без зазрения совести» поддерживает Дональда Трампа, означает, что люди выводят все больше средств из акций и перекладывают их в облигации. «Мы видим, что сейчас люди опасаются из-за того, что индекс S&P 500 вернулся на высокий уровень. Это дает нам понять, что мы вовсе не находимся в пузыре», — добавляет Вуд.
Перевод Полины Шеноевой