9 октября исполнительный директор банка «Траста» Михаил Хабаров был задержан по подозрению в мошенничестве. Forbes ознакомился с документами, которые есть в деле. Из них, в частности, следует, что в августе 2014 года Хабаров, узнав, что налоговые и правоохранительные органы проводят проверку «Деловых линий», сообщил владельцу этой компании Александру Богатикову, что проверку инициировал он
shares
По версии следствия, в августе 2014 года первый зампред банка «Траст» Михаил Хабаров, зная о проверках налоговых и правоохранительных органов в компании «Деловые линии», сообщил ее совладельцу Александру Богатикову, что проверки проводятся по его инициативе. Об этом говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела главного следственного управления СК по Москве в отношении Хабарова, с которым ознакомился Forbes.
Согласно материалам арестного дела, Хабаров сказал Богатикову, что может прекратить проверки, а также обеспечить «постоянное покровительство» «Деловых линий» за вознаграждение — 30% от чистой прибыли компании ежемесячно. В случае отказа Хабаров пригрозил Богатикову привлечением к уголовной и налоговой ответственности. При этом никакого влияния у Хабарова не было, отмечается в документах. Богатиков, по версии следствия, согласился на эти условия. После этого, Хабаров заставил Богатикова подписать с ним договор об оказании услуг и опционное соглашение, которое давало Хабарову право с начала 2018 года купить 30% акций «Деловых линий за $60 млн. В итоге Богатиков, по версии следствия, с 24 декабря 2014 года по 2 мая 2017 года ежемесячно перечислял Хабарову деньги и в общей сложности перевел почти 842 млн рублей. Богатиков считает их похищенными.
В начале 2018 года Хабаров уведомил Богатикова о расторжении опциона и договора об оказании услуг, после чего обратился в Лондонский международный коммерческий арбитраж о взыскании с Богатикова $153 млн за убытки по опционному соглашению. Через год суд решил взыскать $58 млн с Богатикова. Для признания решения Лондонского суда Хабаров обратился с иском в Арбитражный суд Санкт-Петербурга, который в начале лета принял решение арестовать 100% акций «Деловых линий» в качестве обеспечительной меры.
Михаил Хабаров был вызван на допрос в Следственный комитет 8 октября после того, как у него в квартире прошли обыски. 9 октября Пресненский суд Москвы отправил его в СИЗО до 30 ноября. Хабаров подозревается в хищении почти 841 млн рублей у основателя и совладельца крупнейшего грузового автоперевозчика в России «Деловые линии» Александра Богатикова. Следствие запросило такую меру пресечения, так как у правоохранительных органов возникло опасение, что Хабаров может скрыться. Аргументом к этому стали выставленный на продажу дом Хабарова в Подмосковье и забронированный на его имя билет в ОАЭ на 9 октября, писал РБК, со ссылкой на собственного корреспондента в суде.
Вечером 14 октября ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщил, что Хабарову предъявлено обвинение в мошенничестве. Адвокат Хабарова в разговоре с ТАСС обратил внимание на ряд, по мнению защиты, допущенных процессуальных нарушений, в том числе ппроцедуры предъявления обвинения. В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что оно возбуждено на основании рапорта следователя и материалов проверки. Как заявил Слащев Forbes, «в материалах арестного дела нет ни заявления, ни рапорта следователя». «Мы стараемся выяснить, было ли заявление Богатикова вообще, так как в ином случае законность возбуждения уголовного дела ставиться под большое сомнение», — сказал Слащев Forbes. Ранее адвокат Александра Богатикова Сергей Афанасьев сказал РБК, что заявление в правоохранительные органы написал его клиент. «Дело, нам известно, было возбуждено после надлежащей доследственной проверки», — сказал он.
Работать в банке «Траст» Хабаров начал в мае 2019 года. Он отвечает за специальные проекты, суды и реструктуризации, рассказывал Forbes. До этого с 2010 по 2014 год он возглавлял специализирующуюся на проблемных активах инвестиционную компанию «А1». После ухода из нее купил долю в «Деловых линиях» и стал председателем совета директоров компании, где работал до конфликта с Богатиковым.