ЦБ назвал новые уязвимости финансового сектора России, которые возникли в этом году. Бум на рынке недвижимости несет риски пузыря, переток сбережений россиян из банков на фондовый рынок — волатильности и потери средств, а климат — риски катастроф и ужесточения регулирования shares
В финансовом секторе России в этом году появились несколько новых уязвимостей: ЦБ перечислил их в новом выпуске «Обзора финансовой стабильности» за второй и третий кварталы.
- Первый риск — это перегрев на рынке жилой недвижимости. В сентябре и октябре задолженность по ипотеке в России увеличивалась примерно на 3% в месяц, а индекс цен на новое жилье в третьем квартале вырос на 9,4% в сравнении с тем же периодом прошлого года, сообщила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. Если рост ипотеки не поддержит увеличение предложения от застройщиков, то цены могут еще вырасти, жилье станет менее доступным, а закредитованность россиян вырастет, говорится в обзоре. Поэтому ЦБ поддержал только ограниченный срок действия льготной ипотеки, которая способствовала буму. Пока пузыря на рынке нет, и ускоренный рост ипотеки — это нормальная тенденция, заверила Юдаева. Здесь еще есть большой потенциал — сейчас жилищные кредиты есть у менее 6% населения, отмечается в обзоре.
При этом темпы ввода недвижимости в 2020 году действительно замедлились. По данным ЦБ, во втором квартале года объемы снизились на 22% в годовом выражении из-за самоизоляции и эффекта высокой базы 2019 года, в третьем — выросли лишь на 0,5%.
- Вторая уязвимость связана с тем, что россияне активно перекладывают сбережения с банковских депозитов на фондовый рынок. С начала 2019 года по 1 октября 2020-го вложения населения в облигации выросли на 958 млрд рублей, в акции — на 320 млрд рублей. За девять месяцев этого года рост вложений в акции и облигации, по данным ЦБ, превысил рост банковских вкладов. ЦБ признал, что в условиях снижения процентных ставок это естественный процесс. Но приток неопытных инвесторов грозит вложениями в активы с высоким риском и мисселингом — по сути, обманом неопытных инвесторов. Это может обернуться не только финансовыми и репутационными потерями, но и волатильностью на рынках, считает Банк России. Кроме того, инвестиции в зарубежные активы означают отток средств из российской экономики, заметил регулятор.
- Третий вызов связан с усилением климатических рисков и мерами стран по их ограничению. Почти 42% российского экспорта может затронуть введение углеродного налога на импорт в Евросоюзе, запланированное на 2022 год, пишет ЦБ. В первую очередь это касается нефтегазовой и горнодобывающей отраслей. Риски несут как сами природные явления, так и политика, отметила Юдаева. ЦБ изучает каналы распространения климатических рисков и разрабатывает методы их оценки.
- Четвертый риск — усиление процентного риска в банковском секторе. Банки реже привлекают долгосрочные пассивы, а потребители предпочитают краткосрочные депозиты. В условиях падающих ставок кредитные организации хотят снять с себя процентные риски и активнее предлагают плавающие ставки. Это может увеличить кредитные риски, пояснила Юдаева.
По итогам второго и третьего кварталов в отдельных сегментах рынка ситуация стала близкой к нормальной, сообщила Юдаева. Волатильность остается высокой, но нормальная ликвидность не создает видимых рисков для финансовой стабильности. По предварительным оценкам Центробанка, около 20% реструктурированных кредитов в этом году могут стать невозвратными. «Важно, чтобы признание потерь по невозвратным кредитам не откладывалось на длительный срок, так как это может приводить к появлению «зомби-заемщиков» и препятствовать кредитованию эффективных компаний», — говорится в обзоре ЦБ.