Белорусские банки фиксируют повышенный спрос на иностранную валюту и отток срочных вкладов населения. Могут ли политические протесты пошатнуть финансовую систему Белоруссии?
shares
Клиенты банков Белоруссии забирают деньги из банков и активно скупают валюту, сообщили Forbes в белорусском ЦБ и нескольких банках страны.
«В последнее время на депозитном рынке наблюдается отток срочных вкладов населения, как рублевых, так и валютных, на внутреннем валютном рынке повышенный спрос на иностранную валюту со стороны физических лиц», — сообщили Forbes в пресс-службе Национального банка республики. Население перешло к накоплению сбережений «преимущественно в неорганизованной форме и в иностранной валюте» в условиях увеличившейся неопределенности в экономике, заявил на брифинге 12 августа глава белорусского Нацбанка Павел Каллаур.
Опрошенные Forbes банки по-разному оценивают динамику спроса на валюту среди населения. С начала августа спрос на операции по снятию наличных вырос на 20%, а объем валютно-обменных операций физлиц за последние две недели увеличился почти в два раза, сообщила пресс-служба МТБанка. В БПС-Сбербанке («дочке» российского Сбербанка) сообщили, что спрос на операции с иностранной валютой «незначительно выше обычного уровня». В банке «Дабрабыт» не увидели существенных изменений в поведении и запросах клиентов.
Почему белорусы потянулись за валютой
Текущий рост спроса населения на снятие наличных и покупку валюты — уже не первый в этом году. Всплеск интереса к наличным возник в конце марта, и сегодня снять крупную сумму в некоторых банкоматах сложно, особенно в регионах, рассказал Forbes источник в одном из топ-10 крупнейших белорусских банков. «В стране очень высокий уровень долларизации. Ситуация с коронавирусом, информационные вбросы о том, что страну ждет дефолт, подогрели интерес к доллару», — описывают причины источник.
Один из инвесторов в Белоруссии рассказал Forbes, что банкам весной пришлось вводить лимиты на снятие валюты. «Сейчас пошла вторая волна, но такого ажиотажа уже нет», — утверждает он.
«Это как национальный спорт — если что-то случается, люди бегут снимать доллары. Это главный индикатор: видишь очередь у банкомата, значит, в стране что-то происходит, — сказал Forbes глава компании Lacerta Илья Богданов. — Банки вводили лимиты на снятие валюты, были очереди в банкоматы и в обменные кассы, но это очень короткие всплески. Ситуации как в 2011 году, когда на улицах появились валютчики, не было». Сам он столкнулся с дефицитом наличных в банкоматах за два дня до выборов, которые прошли 9 августа.
За январь-июль 2020 года население на чистой основе (покупка минус продажа) купило $873,8 млн, подсчитала заместитель административного директора по развитию Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Анастасия Лузгина. В прошлом году в тот же период население активнее продавало доллары — чистая продажа составила $389,2 млн. Предприятия за семь месяцев этого года на чистой основе купили $746 млн. В январе–июле 2019 года чистая продажа со стороны компаний составила $414,8 млн.
По словам Лузгиной, зависимость белорусской валюты от динамики курса российского рубля к иностранной валюте проявилась в марте этого года, когда падал курс белорусской валюты к доллару и евро. По мере стабилизации российского рубля в последующие месяцы произошло укрепление курса белорусского рубля к доллару и евро. В апреле — первой половине августа стоимость белорусской валюты колебалась в диапазоне 2,37-2,47 белорусских рублей за доллар. С конца июля наблюдается снижение курса белорусского рубля к доллару, что может быть вызвано, в частности, прогнозируемым усилением инфляционных и девальвационных ожиданий в период выборов, считает Лузгина.
Есть ли угроза для банков
В Moody’s считают, что отток более 10% депозитов в банках станет серьезным стрессом для банковской системы Белоруссии. «Отток депозитов, прежде всего валютных, и активная покупка населением валюты оказывают давление на золотовалютные резервы, которые и без того находятся на низком уровне относительно внешних обязательств. Таким образом, зависимость Белоруссии от внешнего рефинансирования остается высокой, а текущая политическая ситуация может перекрыть доступ к части источников такого рефинансирования», — говорит Светлана Павлова.
Однако в целом ситуацию на валютном рынке эксперты оценивают как стабильную. По данным Нацбанка Белоруссии, ликвидность по банковскому сектору на 18 августа составила 2,59 млрд белорусских рублей. По агрегированным данным на 1 августа, у белорусских банков не наблюдались затруднения с ликвидностью, указывает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин.
«Значительную часть рынка в Белоруссии занимают «дочки» российских банков, которые имеют возможность проводить докапитализацию в материнских организациях. А вот непосредственно белорусским кредитным учреждениям может быть сложнее в случае гипотетического ухудшения ситуации», — считает инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин.
Аналитики S&P указывают, что значительная доля безотзывных депозитов в ресурсной базе банков является фактором, поддерживающим стабильность финансовой системы. Так срочные безотзывные вклады физических лиц составляли 66,5% от общего объема срочных вкладов физических лиц на 1 июля 2020 года.
Сам Нацбанк произошедший всплеск девальвационных ожиданий оценивает как временный. «Среднедневные объемы оттока вкладов и спроса на валюту являются умеренными и не создают значимых рисков для финансовой стабильности. Банки работают в условиях накопленного избытка рублевой ликвидности, что позволяет им устойчиво функционировать даже в условиях временного оттока средств физических лиц», — говорится в комментарии пресс-службы банка. Там уточнили, что у регулятора есть достаточно инструментов, чтобы при необходимости оказать финансовую поддержку банковскому сектору.