Второй по величине активов частный банк страны — Московский кредитный банк — может столкнуться с тем, что в случае обесценения 3% активов его нормативы достаточности капитала снизятся до минимально допустимого уровня. Насколько вероятен такой сценарий и что это значит для клиентов?
shares
Что случилось. 1 октября рейтинговое агентство «Эксперт РА» сообщило, что 45 российских банков, в том числе один системно значимый, находятся в «пограничном» состоянии: если случится так, что их активы уменьшатся на 3% за вычетом резервов, это приведет к снижению нормативов достаточности капитала до регуляторного минимума. Названия системно значимого банка агентство не приводило. Forbes выяснил, что речь идет о Московском кредитном банке (МКБ).
Детали. Выводы «Эксперт РА» основываются на расчетах буфера абсорбирования потерь для банков. Он показывает, какой максимальный стресс способен выдержать банк без докапитализации или сокращения кредитного портфеля. Потери у банков, к примеру, могут возникнуть от единовременных дефолтов крупных заемщиков или существенном обесценении портфеля ценных бумаг. Буфер абсорбирования потерь — это производный показатель, и требований к его уровню нет. «Но возможна уязвимость для конкретного банка, в зависимости от качества его активов, диверсификации кредитного риска», — сказал Forbes управляющий директор «Эксперт РА» Юрий Беликов. «В случае негативного сценария банку с низким буфером абсорбирования капитала может потребоваться докапитализация или перевод текущей прибыли из дополнительного капитала в базовый, чтобы увеличить достаточность базового капитала без дополнительных вливаний», — поясняет он.
Показатели буфера прописаны в рэнкинге по устойчивости капитала к обесценению активов. В нем — 361 банк, в том числе все 11 системно значимых банков. Среди системно значимых банков самый низкий показатель буфера — у МКБ. На 1 сентября буфер составил 77,19 млрд рублей, или 2,74% по отношению к активам за вычетом резервов. Для сравнения: у Росбанка величина буфера составляет 5,53% относительно активов, у ЮниКредит Банка — 9,41%, а у лидера рынка — Сбербанка — 7,86%. Получается, что МКБ и есть тот самый системно значимый банк, о котором говорится в материалах «Эксперт РА».
Что сказали в банке. По данным отчетности Московского кредитного банка, на 1 сентября 2020 года норматив достаточности базового капитала (H1.1) составил 9,2%, совокупного (Н1.0) – 17,5% (при минимальных нормативных значениях 4,5% и 8% соответственно без учета надбавок). В пресс-службе МКБ заявили, что банк провел аудит прибыли за шесть месяцев 2020 года по РСБУ и его совокупный капитал с начала 2020 года вырос на 4% до 277 млрд рублей. Аудит также будет проведен по итогам года. «Что касается планов по докапитализации банка, то мы рассматриваем и анализируем различные варианты в зависимости от планов дальнейшего развития», — рассказали в пресс-службе банка.
Почему это важно. Ситуация в крупнейших системно значимых банках позволяет судить о том, насколько серьезно ухудшилась экономическая ситуация в этом году и насколько крупные российские банки готовы к возможному кредитному шоку.
Контекст. МКБ единственный из банков «московского кольца» не попал под санацию. Он вошел в число крупнейших частных банков страны пять лет назад. В кризисном 2015 году банк неожиданно удвоил активы, до 1,2 трлн рублей. «Ведомости» писали, что такой резкий рост объяснялся, в том числе, сделками репо. Осенью 2015 года, по данным издания, депозиты почти на 300 млрд рублей в банке разместили структуры «Роснефти», которым банк позже предоставлял ликвидность именно через репо. В июле 2017 года «Роснефть» перевела с баланса банка «Открытие» в МКБ сделки репо примерно на 200 млрд рублей, писали Bloomberg и РБК. ЦБ включил банк в список системно значимых в сентябре 2017 года. Основным акционером банка (чуть более 56%) является концерн «Россиум», бенефициар которого — российский бизнесмен Роман Авдеев.
Что дальше. В Moody’s прогнозируют, что МКБ будет прибыльным по итогам 2020 года, исходя из сильных результатов первого полугодия по МСФО, в которых уже учтен рост резервов по кредитному розничному портфелю. В то же время в Fitch Ratings указывают, что в первом полугодии прибыль банка поддерживалась доходами от операций с ценными бумагами. «У МКБ больше 40% активов — операции обратного репо, которые мы оцениваем как низкорискованные, также у банка около 20% активов — ликвидные, инвестиционного уровня», — сказал директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антон Лопатин. Кредитный портфель как основной источник потенциального обесценения, по данным Fitch, занимает около трети всех активов, но проблемные кредиты на текущий момент «комфортно зарезервированы».
Текущая способность МКБ генерировать доходы вкупе с его резервами и капиталом позволяют абсорбировать ожидаемые кредитные потери на горизонте 2020-2021 года, считает вице-президент, старший аналитик Moody’s Петр Паклин. «Докапитализация может понадобиться лишь при желании МКБ агрессивно наращивать бизнес, что маловероятно в нынешней операционной среде», — полагает Паклин.